1.00.00 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
Направление: 01.03.01 Математика (Профиль: Вычислительная математика и информатика)
Направление: 01.03.02 Прикладная математика и информатика (Профиль: Системное программирование и компьютерные технологии)
Направление: 01.03.04 Прикладная математика (Профиль: Математическое моделирование в экономике и технике)
03.00.00 ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
Направление: 03.03.02 Физика (Профиль: Физическое образование в школе)
09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Направление: 09.03.03 Прикладная информатика (Профиль: Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении)
11.00.00 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
Направление: 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (Профиль: Оптические системы и сети связи)
Направление: 11.03.04 Электроника и наноэлектроника (Профиль: Промышленная электроника)
44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Направление: 44.03.01 Педагогическое образование (Профиль: Информатика)
Направление: 44.03.05 Педагогическое образование (Профиль: Информатика c дополнительным профилем Математика)
Направление: 01.03.01 Математика
Профиль: Вычислительная математика и информатика
Форма обучения: очная
Срок обучения: 4 года
Язык обучения: русский
Квалификация: бакалавр
Вступительные экзамены: Математика, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), родной язык
Направление профессиональной деятельности
Бакалавр математики подготовлен к выполнению профессиональных задач научно-исследовательской деятельности в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии; к решению различных задач с использованием математического моделирования процессов, объектов и программного обеспечения; разработка эффективных методов решения задач естествознания, техники, экономики и управления; программно-информационное обеспечение научной, исследовательской, проектно-конструкторской и эксплуатационно-управленческой деятельности; преподавание цикла математических дисциплин (в том числе информатики).
Краткая характеристика
Освоение основной образовательной программы подготовки в бакалавриате позволит Вам овладеть знанием основных понятий, идей и методов фундаментальных математических дисциплин для решения базовых задач; решения математических проблем, соответствующих квалификации, возникающих при проведении научных и прикладных исследований; производственно-технологическая деятельность: использование математических методов обработки информации, полученной в результате экспериментальных исследований или производственной деятельности; применение численных методов решения базовых математических задач и классических задач естествознания в практической деятельности; сбор и обработка данных с использованием современных методов анализа информации и вычислительной техники, организационно-управленческая деятельность: применение математических методов экономики; применение методов теории вероятностей и математической статистики для принятия решений в условиях неопределенности; преподавательская деятельность: преподавание физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях при специализированной переподготовке; участие в разработке различных методов тестирования для оценки успеваемости учащихся.
Направление: 01.03.02 Прикладная математика и информатика
Профиль: Системное программирование и компьютерные технологии
Форма обучения: очная
Срок обучения: 4 года
Язык обучения: русский
Квалификация: бакалавр
Вступительные экзамены: Математика, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), родной язык
Направление профессиональной деятельности
Бакалавр прикладной математики и информатики подготовлен к выполнению исследовательской деятельности в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии; созданию и использованию математических моделей процессов и объектов; разработке эффективных математических методов решения задач естествознания, техники, экономики и управления; программно-управленческому обеспечению научно-исследовательской, проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационной и финансовой деятельности. Объектами профессиональной деятельности бакалавра прикладной математики и информатики являются вычислительные и научно-исследовательские центры, органы управления, финансовые учреждения, промышленное производство, образовательные учреждения.
Краткая характеристика
Освоение основной образовательной программы подготовки прикладная математика и информатика рассматриваются с позиции современных информационных технологий. Наряду с математическими дисциплинами используются современные технологии разработки программного обеспечения, объектно-ориентированные языки программирования и интегрированные среды разработки, приобретаются знания и навыки работы в различных операционных системах и средах. Спектр изучаемых дисциплин дает возможность широкой специализации выпускников: от решения задач вычислительной математики, математической физики и оптимального планирования эксперимента до компьютерной графики, глобальных и локальных вычислительных сетей, систем искусственного интеллекта, экспертных систем, баз данных и технологий обработки.
Направление: 01.03.04 Прикладная математика
Профиль: Математическое моделирование в экономике и технике
Форма обучения: очная
Срок обучения: 4 года
Язык обучения: русский
Квалификация: бакалавр
Вступительные экзамены: Математика, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), родной язык
Направление профессиональной деятельности
Бакалавр подготовлен к выполнению профессиональных задач в области прикладной математики, представляющий собой научный инструмент для создания математических моделей объектов, систем, процессов и технологий, предназначенных для проведения расчетов, анализа, подготовки решений и разработки наукоемкого программного обеспечения во всех сферах производственной, хозяйственной, экономической, социальной, управленческой деятельности, в науке, технике, медицине, образовании.
Краткая характеристика
Бакалавр по направлению прикладная математика может решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая деятельность: сбор и анализ исходных данных; подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа; проведение экспериментов по заданной методике; составление описания проводимых исследований и анализ результатов; составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок; разработка и расчет вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов; расчет экономической эффективности.
- организационно-управленческая деятельность составление технической документации, установленной отчетности по утвержденным формам;•организация безопасных условий труда; организация работы коллектива, принятие управленческих решений.
*****
Направление: 03.03.02 Физика
Профиль: Физическое образование в школе
Форма обучения: очная
Срок обучения: 4 года
Язык обучения: русский
Квалификация: бакалавр
Вступительные экзамены: Физика, математика, родной язык
Направление профессиональной деятельности
Бакалавр физики подготовлен к выполнению профессиональных задач, включающих: участие в фундаментальных и прикладных экспериментальных и теоретических исследованиях; проведение педагогической деятельности (обучение физике в основной школе); продолжение обучения по образовательным программам более высокого уровня (магистратура).
Краткая характеристика
Освоение основной образовательной программы подготовки в бакалавриате позволит Вам овладеть знанием основных законов и закономерностей современной физики, современными экспериментальными методами исследования, современными методами вычислительной и теоретической физики; сформирует целостность понимания физического единства и многообразия мира; устойчивые навыки физического мышления как развитой формы научного познания; необходимые как для исследователя, так и для учителя физики умения и навыки в постановке физического эксперимента. Студенты выполняют научные исследования в области физики под руководством профессоров и доцентов кафедр с использованием современных методов экспериментальных исследований и обработки полученных данных; проведением аналитических и численных решений, компьютерного моделирования по теме исследования.
*****
Направление: 09.03.03 Прикладная информатика
Профиль: Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении
Форма обучения: заочная
Срок обучения: 5 лет
Язык обучения: русский
Квалификация: бакалавр
Вступительные экзамены: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), математика, родной язык
Направление профессиональной деятельности
Подготовка бакалавров по профилю прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении ориентирована на подготовку специалиста, владеющего профессиональными компетенциями в сфере информационных систем и информационных технологий, в процессах и отношениях в: государственных и муниципальных органах власти; органах местного самоуправления; государственных и муниципальных учреждениях и организациях; институтах гражданского общества; организациях общественного сектора; некоммерческих организациях; международных организациях и международных органах управления; научно-исследовательских и образовательных организациях и учреждениях.
Краткая характеристика
Бакалавр по профилю прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении может решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности - автоматизированное решение прикладных задач операционного и аналитического характера; информационное обеспечение прикладных процессов; внедрение, адаптация, настройка и интеграция проектных решений по созданию информационных систем (ИС); сопровождение и эксплуатация ИС; участие в организации и управлении информационными процессами, ресурсами, системами, сервисами; использование функциональных и технологических стандартов; обучение и консультирование пользователей в процессе эксплуатации ИС; участие в переговорах с заказчиком; презентация проектов; анализ прикладных процессов, разработка вариантов автоматизированного решения прикладных задач; анализ и выбор методов и средств автоматизации и информатизации прикладных процессов на основе современных информационно-коммуникационных технологий; применение системного подхода к автоматизации и информатизации решения прикладных задач, к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий; подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики.
*****
Направление: 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Профиль: Оптические системы и сети связи
Форма обучения: очная
Срок обучения: 4 года
Язык обучения: русский
Квалификация: бакалавр
Вступительные экзамены: физика, математика, родной язык
Направление профессиональной деятельности
Бакалавр подготовлен к выполнению профессиональных задач в области технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии по проводной, радио, оптической системам, ее обработки и хранения.
Краткая характеристика
Бакалавр по профилю оптические системы и сети связи может решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности в области науки и техники, которые включают совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии, ее обработки и хранения, в том числе - технологические системы и технические средства, обеспечивающие надежную и качественную передачу, прием, обработку и хранение различных знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио, оптической системам
Направление: 11.03.04 Электроника и наноэлектроника
Профиль: Промышленная электроника
Форма обучения: очная
Срок обучения: 4 года
Язык обучения: русский
Квалификация: бакалавр
Вступительные экзамены: Физика, математика, родной язык
Направление профессиональной деятельности
Бакалавр подготовлен к выполнению профессиональных задач в области промышленной электроники – производство, где используются автоматизированные линии сборки – промышленные роботы, автоматизированные системы контроля, силовая электроника. Сфера профессиональной деятельности – предприятия всех форм собственности, занимающиеся разработкой и обслуживанием силовых и управляющих электронных устройств промышленной, офисной и бытовой техники (системы «умный дом», сложное медицинское оборудование, офисная техника и др.), автомобильная электроника и электроника, используемая в авиации, нефтегазовая отрасль, геологоразведочная электроника, компьютерные сети и системы, а также военная электроника и оборудование.
Краткая характеристика
Бакалавр по профилю промышленная электроника может решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности – разработка и обслуживание современные электронные системы и устройства, применяемые в промышленности таких как микропроцессорные системы, осуществляющие сбор и обработку информации, компьютерные системы, осуществляющие управление сложными технологическими процессами, так и системы силовой электроники, обеспечивающие работу сложных производственных механизмов и устройств.
Промышленная электроника является одним из основных направлений электроники. Она ориентирована на применение электронных приборов и устройств в промышленности, на транспорте, в электроэнергетике и имеет два основных направления:
- информационная электроника - это, прежде всего, микропроцессоры, микроконтроллеры общего и промышленного назначения, электронные системы и устройства для измерения, контроля и управления разнообразнейшими объектами и технологическими комплексами;
- энергетическая (силовая) электроника – это мощные преобразователи электрической энергии для широкого спектра применений: электроэнергетики, электропривода, электротехнологий.
*****
Направление: 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль: Информатика
Форма обучения: очная
Срок обучения: 4 года
Язык обучения: русский
Квалификация: бакалавр
Вступительные экзамены: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обществознание, родной язык
Направление профессиональной деятельности: бакалавр, получивший квалификацию учителя информатики, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя информатики - осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения для обеспечения высокого уровня подготовки обучающихся и решению типовых профессиональных задач в учреждениях среднего общего (полного) образования.
Направление: 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль: Информатика c дополнительным профилем Математика
Форма обучения: заочная
Срок обучения: 5,5 лет
Язык обучения: русский
Квалификация: бакалавр
Вступительные экзамены: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обществознание, родной язык
Направление профессиональной деятельности
Бакалавр педагогического образования подготовлен к выполнению деятельности в областях – образование, социальная сфера, культура, а также организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, не коммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники могут применить свои знания математики, компьютерной техники и информационных технологий, программирования. Подготовка бакалавров по дополнительному профилю информатика ориентирована на подготовку специалиста, владеющего профессиональными компетенциями в области современной педагогики, теории и методики обучения математике и информатики, знающего современные информационные технологии, владеющего теоретическими и практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в области образования.
Краткая характеристика
Освоение основной образовательной программы подготовки бакалавра позволит вам овладеть знанием в различных областях – воспитании, развитии, просвещении. Основные задачи подготовки бакалавра это – удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии посредством получения высшего профессионального образования; – удовлетворение потребностей общества в кадрах с высшим профессиональным образованием; – подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов; – накопление, сохранение и приумножение нравственных и научных ценностей общества; – организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающих изменения в сферах культуры, экономики, науки, техники и технологий и др. Бакалавр выступает как просветитель, педагог-новатор, владеющий современными образовательными и информационными технологиями. Подготовка бакалавров по направлению Педагогическое образование непосредственно ориентирована на образовательное пространство дошкольных учреждений, школ, гимназий, лицеев, колледжей, на интересы и запросы работодателей, в целом на потребности регионального рынка труда.
Программы вступительных экзаменов для поступления в магистратуру по направлениям:
01.04.01. Направление "Математика", профиль "Математика. Преподавание математика и информатика"
03.04.02. Направление "Физика", профиль "Физическое образование в школе"
График вступительных испытаний
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ
по направлению 01.04.02 «Прикладная математика и информатика»
профиль «Математические и информационные технологии»
(дневная форма обучения)
К освоению программы магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.Вступительные испытания предполагают собеседование. Цель собеседования выявление уровня подготовки абитуриента и определение возможности обучения по направлению 01.04.02 «Прикладная математика и информатика» профиль «Математические и информационные технологии» (дневная форма обучения).На основании успешного прохождения испытаний комиссия принимает ре-шение о готовности претендента к обучению в магистратуре.
Требования к междисциплинарному комплексному вступительному испытанию по направлению (с учетом профиля подготовки)
Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме собеседования по направлению 01.04.02 «Прикладная математика и информатика» профиль «Математические и информационные технологии» (дневная форма обучения) предполагает беседу по разделам математики и информатики, включённым в программу.
Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительное испытание определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из вопросов.
На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью использовать базовые знания естественных наук, математики и информатики, основные факты, концепции, принципы теорий, связанных с при-кладной математикой и информатикой (ОПК-1)
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
МАТЕМАТИКА
ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЛИТЕРАТУРА
Математический анализ
Комплексный анализ
Алгебра и аналитическая геометрия
Дифференциальные уравнения
Численные методы
ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Программирование для ЭВМ и вычислительные системы
Базы данных
Составители:
Баренгольц Ю.А., к.ф.-м.н, доцент, зав. кафедрой математического анализа и приложений физико-математического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко;
Ермакова Г.Н., к.п.н., доцент, и.о. зав. кафедрой алгебры, геометрии и МПМ физико-математического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко;
Шинкаренко Е.Г., к.п.н., доцент каф. алгебры, геометрии и МПМ физико-математического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Настоящая программа предназначена для студентов-выпускников бакалавриата, решивших поступить в магистратуру по направлению 01.03.01 «Математика» профиль «Математика. Преподавание математики и информатики» (дневная форма обучения). Программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра академического образования, определяемых действующим образовательным стандартом высшего образования по направлению «Математика» и программы дополнительной квалификации «Преподаватель математики и информатики»
Поступающий в магистратуру по направлению 01.03.01 «Математика» профиль «Математика. Преподавание математики и информатики» (дневная форма обучения), представляет на кафедру алгебры, геометрии и МПМ реферат по проблеме исследования и сдает по направлению (с учетом профиля) междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме собеседования.
Цель собеседования выявление уровня подготовки претендента и определение возможности выполнения им требований ГОС ВО к готовности обучения по направлению 01.03.01 «Математика» профиль «Математика. Преподавание математики и информатики» (дневная форма обучения).
К собеседованию допускается претендент, успешно окончивший бакалавриат по любому профилю и направлению.
На основании успешного прохождения испытаний комиссия принимает решение о готовности претендента к обучению в магистратуре.
Требования к междисциплинарному комплексному вступительному испытанию по направлению (с учетом профиля подготовки)
Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме собеседования по направлению 01.03.01 «Математика» профиль «Математика. Преподавание математики и информатики» (дневная форма обучения) предполагает беседу по разделам математики, включённым в программу и по теме реферата.
Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительное испытание определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из вопросов. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов (ниже 60 баллов) автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен в целом.
На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью к самостоятельной научно-исследовательской работе (ОПК-3);
- способностью к определению общих форм и закономерностей отдельной предметной области (ПК-1);
- способностью математически корректно ставить естественнонаучные задачи, знание постановок классических задач математики (ПК-2);
- способностью публично представлять собственные и известные научные результаты (ПК-4).
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
Алгебра
1. Понятие группы. Группа ортогональных матриц. Группа комплексных корней n-ой степени из 1.
2. Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида. Критерий взаимной простоты двух многочленов.
3. Понятие линейного пространства и его базиса. Линейные преобразования. Собственные значения и собственные векторы линейных преобразований.
4. Фундаментальная система решений системы линейных однородных уравнений.
Математический анализ
5. Предел числовой последовательности. Основные свойства: единственность предела; ограниченность сходящейся последовательности; сходимость подпоследовательности сходящейся последовательности. Предел и арифметические операции. Принцип Больцано - Вейерштрасса. Критерий Коши сходимости числовой последовательности. Предел монотонной последовательности.
6. Предел и непрерывность функции. Эквивалентные определения (по Коши и по Гейне). Основные свойства. Связь с арифметическими операциями. Непрерывность композиции. Односторонние пределы и односторонняя непрерывность.
7. Теорема Вейерштрасса об ограниченности и о достижении экстремальных значений функции непрерывной на отрезке. Теорема Коши о промежуточных значениях непрерывной функции. Непрерывность обратной функции.
8. Дифференцируемость числовой функции. Производная и дифференциал. Непрерывность дифференцируемой функции. Геометрический смысл производной. Дифференцируемость и арифметические операции. Дифференцируемость композиции и обратной функции.
9. Теоремы Ферма, Ролля, Коши и Лагранжа о дифференцируемых функциях. Необходимые и достаточные условия экстремума функции в терминах производной.
10. Интеграл Римана. Основные свойства интеграла: линейность, монотонность, аддитивность. Классы функций интегрируемых по Риману. Формула Ньютона-Лейбница. Замена переменной в интеграле Римана.
11. Первообразная и неопределенный интеграл. Интеграл с переменным верхним пределом. Теорема о существовании первообразной. Интегрирование по частям и замена переменной в неопределённом интеграле.
12. Числовые ряды. Понятие сходимости числового ряда Необходимое условие сходимости. Признаки сравнения, Коши и Даламбера сходимости положительных рядов. Признак Лейбница сходимости знакопеременного ряда.
13. Функциональные последовательности и ряды. Поточечная и равномерная сходимость. Непрерывность предельной функции равномерно сходящейся функциональной последовательности непрерывных функций и суммы равномерно сходящегося функционального ряда, образованного непрерывными функциями. Предельный переход под знаком интеграла. Почленное интегрирование функционального ряда. Дифференцирование функциональных последовательностей и рядов.
14. Степенные ряды. Теорема Коши - Адамара о структуре области сходимости степенного ряда. Радиус и интервал сходимости. Равномерная сходимость степенных рядов. Теорема Абеля о равномерной сходимости степенного ряда на отрезке, содержащемся в интервале сходимости. Непрерывность суммы степенного ряда. Почленное дифференцирование и интегрирование степенных рядов.
Аналитическая геометрия
15. Различные виды уравнения прямой на плоскости и в пространстве. Расстояние от точки до прямой на плоскости. Угол между двумя прямыми.
16. Определение кривых второго порядка, их канонические уравнения. Эксцентриситет, директрисы кривых второго порядка, теорема об эксцентриситете.
Дифференциальная геометрия и топология
17. Способы задания кривой на плоскости. Параметрические уравнения кривых второго порядка. Уравнение касательной и нормали к кривой, заданной явно, неявно или параметрически.
18. Способы задания поверхности. Уравнения касательной плоскости и нормали к поверхности. Уравнения касательной плоскости и нормали к поверхности, заданной явно, неявно или параметрически.
19. Длина кривой на поверхности. Первая квадратичная форма поверхности. Линейный элемент плоскости, сферы, цилиндра.
Дифференциальные уравнения
20. Обыкновенное дифференциальное уравнение первого порядка. Общее и частное решения дифференциального уравнения. Задача Коши. Теорема о существовании решения задачи Коши для дифференциального уравнения первого порядка.
21. Линейное уравнение n-ого порядка с постоянными коэффициентами. Методы нахождения общего решения.
ЛИТЕРАТУРА
Алгебра
Математический анализ
Аналитическая геометрия
Дифференциальные уравнения
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ
по направлению 11.04.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
профиль «Волоконно-оптические системы передачи и обработки информации»
(дневная форма обучения)
Составители:
Хаджи П.И., д.ф.-м.н, профессор, зав. кафедрой квантовой радиофизики и систем связи;
Коровай О.В., к.ф.-м.н., доцент, кафедры квантовой радиофизики и систем связи;
Васильева О.Ф., старший преподаватель кафедры квантовой радиофизики и систем связи
К собеседованию допускается претендент, успешно окончивший бакалавриат по любому профилю) и направлению. На основании успешного прохождения испытаний комиссия принимает решение о готовности претендента к обучению в магистратуре.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КОМПЛЕКСНОМУ
ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
(С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ)
Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме собеседования по направлению 11.04.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» профиль подготовки: «Волоконно-оптические системы передачи и обработки информации» (очная форма обучения) предполагает беседу по основным разделам микроэлектроники и твердотельной электроники.
На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:
• готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);
• способность применять современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств электросвязи и информатики (ПК-17);
• способность организовывать и проводить экспериментальные испытания с целыо оценки соответствия требованиям технических регламентов, международных и национальных стандартов и иных нормативных документов (ПК-18);
• готовность к организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-19);
• способность организовывать рабочие места, их техническое оснащение, размещение средств и оборудования инфокоммуникационных объектов (ПК-27);
• умением организовывать монтаж и настройку инфокоммуникационного оборудования (ПК-28);
• умением организовывать и осуществлять проверку технического состояния и оценивать остаток ресурса сооружений, оборудования и средств инфокоммуникаций (ПК-29);
• способность применять современные методы обслуживания и ремонта (ПК-30);
• умением осуществлять поиск и устранение неисправностей (ПК-31);
• способность готовить техническую документацию на ремонт и восстановление работоспособности инфокоммуникационного оборудования (ПК-32);
• умением составлять заявку на оборудование, измерительные устройства и запасные части (ПК-33);
• способность организовывать типовые мероприятия по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды (ПК-34)
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
1. Волоконно-оптическая связь.
2. Волоконные лазеры. Волоконные датчики.
3. Перспектива развития волоконной оптики.
4. Основные сведения о ВОЛС.
5. Преимущества ВОЛС и недостатки.
6. Основные понятия, связанные с оптическим волокном
7. Геометрические параме+ры волокна.
8. Свойства волокна, основанные на законах геометра
9. Оптическое волокно. Типы оптического волокна.
10. Многомодовые оптические волокна.
11. Диапазон длин волн, используемый для передачи
12. Свойства волокна, основанные на законах электромагнитного поля
13. Моды колебаний.
14. Длины волн отсечки. Частота отсечки и нормированная частота моды
15. Номенклатура мод низких порядков.
16. Диаметр модового поля.
17. Число мод многомодового волокна.
18. Профиль изменения показателя преломления.
19. Основные характеристики оптических потерь волокна
20. Основные характеристики искажений оптического сигнала
21. Дисперсия.
22. Хроматическая дисперсия. Материальная дисперсия
23. Волноводная дисперсия.
24. Поляризационная дисперсия.
25. Методы компенсации дисперсии.
26. Вынужденное неупругое рассеяние.
27. Модуляционная неустойкивость.
28. Четырехволновое смещение.
29. Разъемные соединители и их стандарты.
30. Сварное соединение волокон.
31. Оптические разветвители типы и характеристики.
32. Устройства волнового уплотнения. Оптические изоляторы.
33. Аттенюаторы, оптические переключатели, кроссовые устройства.
34. Структурные элементы кабеля. Конструктивные элементы волоконно- оптического кабеля
35. Главные цели конструкции кабели. Конструкция свободной трубки. Конструкция желобчатого сердечника. Волокна с плотным буфером Конструкция со свободным буфером.
36. Воздушный кабель. Короткопролетный диэлектрик. Длиннопролетный диэлектрик
37. Подземный кабель. Подводный кабель. Кабели для помещений. Распределительные кабели. Наполненные кабели
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ
по направлению
11.04.04. Электроника и наноэлектроника
Профиль подготовки:
««Микроэлектроника и твердотельная электроника»
(дневная форма обучения)
Составители:
Сенокосов Э.А., д.ф.-м.н, профессор, зав. кафедрой твердотельной электроники и микроэлектроники физико-математического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко;
Ишимов В.М., к.ф.-м.н., доцент, кафедры твердотельной электроники и микроэлектроники физико-математического факультета ПГУ им. Т.Г. Шевченко;
Настоящая программа предназначена для абитуриентов, решивших поступить в магистратуру по направлению подготовки 11.04.04. Электроника и наноэлектроника профиль подготовки: «Микроэлектроника и твердотельная электроника» (очная форма обучения). Программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра академического образования, определяемых действующим образовательным стандартом высшего образования по направлению 11.04.04. Электроника и наноэлектроника
К освоению программы магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Вступительные испытания предполагают собеседование. Цель собеседования выявление уровня подготовки абитуриента и определение возможности выполнения им требований ФГОС ВО к готовности обучения по направлению 11.04.04. «Электроника и наноэлектроника» профиль: «Микроэлектроника и твердотельная электроника»
К собеседованию допускается претендент, успешно окончивший бакалавриат по любому профилю и направлению.
На основании успешного прохождения испытаний комиссия принимает решение о готовности претендента к обучению в магистратуре.
Требования к междисциплинарному комплексному вступительному испытанию по направлению (с учетом профиля подготовки)
Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме собеседования по направлению 11.04.04 «Электроника и наноэлектроника» профиль подготовки: «Микроэлектроника и твердотельная электроника» (очная форма обучения) предполагает беседу по основным разделам микроэлектроники и твердотельной электроники.
На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способность представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ОПК-1);
- способность решать задачи анализа и расчета характеристик электрических цепей (ОПК-3);
- способность использовать основные приемы обработки и представления экспериментальных данных (ОПК-5);
- способность учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ОПК-7);
- способность использовать навыки работы с компьютером, владеть методами информационных технологий, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОПК-9);
- способность строить простейшие физические и математические модели приборов, схем, устройств и установок электроники и наноэлектроники различного функционального назначения, а также использовать стандартные программные средства их компьютерного моделирования (ПК-1);
- способность аргументированно выбирать и реализовывать на практике эффективную методику экспериментального исследования параметров и характеристик приборов, схем, устройств и установок электроники и наноэлектроники различного функционального назначения (ПК-2);
- готовность выполнять расчет и проектирование электронных приборов, схем и устройств различного функционального назначения в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования (ПК-5);
- способность выполнять работы по технологической подготовке производства материалов и изделий электронной техники (ПК-8);
- способность налаживать, испытывать, проверять работоспособность измерительного, диагностического, технологического оборудования, используемого для решения различных научно-технических, технологических и производственных задач в области электроники и наноэлектроники (ПК-13).
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
1. Решетка Бравэ кристаллов. Простые и сложные кристаллические решетки.
2. Структура полупроводниковых кристаллов типа алмаза и типа сфалерита. Построение их I зоны Бриллюэна
3. Собственные полупроводники и понятие о дырках.
4. Примесные полупроводники. Теория мелких примесных центров.
5. Квантовые состояния свободных водородоподобных экситонов в полупроводниках
6. Теория электронно-дырочного перехода и классификация диодов на их основе.
7. Конструкция, принцип действия и схемы включения биполярных транзисторов. Вольтамперные характеристики.
8. Конструкция, принцип действия, выходные и передаточные характеристики полевых транзисторов
9. Структура, электрическая схема и статические передаточные характеристики инвертора на комплементарных МОП транзисторах. Эффект модуляции длины канала
10. FLASH память. Ячейка памяти, принципы построения и области применения.
11. Стабилизаторы напряжения и тока. Токовые зеркала на биполярных и МОП транзисторах. Источники опорного тока для операционных усилителей.
12. Схемы операционных усилителей (ОУ) на комплементарных МОП транзисторах. Электрические параметры, параметры и характеристики микросхем ОУ.
13. Принципы построения цифро-аналоговых (ЦАП) и аналого-цифровых (АЦП) преобразователей. Параметры и точность ЦАП и АЦП.
14. Семейства вольт-амперных характеристик биполярного транзистора при различных температурах (ОЭ, ОК, ОБ ).
15. Двухполупериодная трансформаторная схема выпрямления с компенсационным стабилизатором напряжения на операционном усилителе.
Основная литература
Дополнительная литература
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: